День осеннего равноденствия - сакральное событие, отмечаемое всеми мировыми культурами со времён глубокой древности. Как встречали его на Руси? 7 традиций осеннего равноденствия.
В Древней Руси осень – время праздника. На сентябрь приходилось порядка десяти поводов к празднику. День осеннего равноденствия был началом нового месяца Дождезвона. Равноденствие славяне встречали неделей до и неделей после знаменательного дня. Две недели праздника пестрели множеством обрядов и традиций, странная традиция похорон мух и тараканов в обрядовой славянской культуре считалась основополагающей, связывая между собой множество других обрядов. Этнографы потратили достаточно времени на ее изучение и толкование. Традиция, кстати, чисто женская – девушки мастерили из репы маленькие гробики, внутрь сажались мухи и затем закапывались. Та же участь настигала и тараканов, но смысл у обрядов был различный. Закапывая мух, девушки ненавязчиво устраивали смотрины, надеясь встретить среди наблюдающих за обрядом парней жениха. Хороня тараканов – наши предки поминали умерших.
В день осеннего равноденствия полагалось вспомнить об умерших. Каждая семья спешила на кладбище, чтобы прибрать и украсить могилы усопших. Этот день на языческой Руси был своего рода православной радоницей. После устраивались грандиозные пиршества с пирогами и квасом в память о родных и близких.
В день осеннего равноденствия наступала благоприятная пора для свадеб, свадебные недели тянулись до конца ноября. Вот такой затяжной праздник, посвященный семейному благополучию.
Солнце слабело, наступала тьма. Славяне спешили украсить оконные рамы рябиной. Рябина служила оберегом, хранившим покой дома, защищала от сил тьмы, так рьяно рвущихся из лесов и земли с наступлением холодов.
День осеннего равноденствия – второй праздник урожая, в этот день люди славили землю за ее плодородие. Традиция обязана не только языческим верованиям славян, но и христианской культуре. День осеннего равноденствия следовал за православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Богородица – заступница, покровительствовала земле, в славянском восприятии она представлялась «матерью сырой землей». В день осеннего равноденствия люди поклонялись земле – благодарили за урожай, задабривали на будущее.
В день осеннего равноденствия полагалось собирать зеленые овощи и травы – на только что собранном хмелю славяне настаивали медовый напиток - сурью. Сурья, как трубка мира, ею обносили все дворы, всех знакомых. Фирменный напиток осеннего равноденствия - хреновуха, он присутствовал и на широких столах, но здесь с ним соседствовал квас и брусничный пирог. Мириться же сегодня шли исключительно с сурьей.
Пир горой – это словосочетание вызывает ностальгию по сказкам и былинам. Интересно, но «пир горой» - это не литературный образ и даже не гипербола, это праздничный пир в дни осеннего равноденствия. Во время такого пира старейшина прятался за горой урожая, сложенного на общем столе. Если из-за урожая старейшину было видно, славянский люд догадывался, что урожай в прошедшем году был небогатым, наоборот – год прошел удачно. В любом случае заканчивался обряд «пиром горой».
Наталия Савенкова