15/12/19

Алексей Васильев: как русский мальчик стал сыном полка в вермахте

История Сергея Алешкова наверняка знакома многим. Однако 6-летний Сергей был сыном советского полка. А вот 12-летний Алексей Васильев стал солдатом вермахта. Он даже получал ежемесячное жалование в размере 30 рейхсмарок. Домой Васильев уже не вернулся. Будучи в Германии, он сдался вместе со своими сослуживцами в плен американцам.

Солдат вермахта Васильев

До того, как оказаться в Германии, Алексей Васильев проживал в деревне Старый Брод, которая находилась неподалеку от Ленинграда. Мать Алексея умерла, и отец обзавелся новой семьей. Никакого внимания к судьбе сына Васильев-старший не проявлял, поэтому Алексей был фактически предоставлен сам себе. Как пишет в своей книге «Уходящие в вечность», Юрий Лебедев, которому довелось побеседовать с «сыном полка», когда в деревню пришли немцы, 12-летний Васильев стал выполнять различные мелкие поручения гитлеровцев. Расплачивались с подростком чаще всего едой, которой тому как раз и недоставало.

С течением времени военнослужащие медико-санитарной роты, входившей в состав 123-й германской пехотной дивизии, привыкли к новому помощнику, а потом и вовсе приняли в свои ряды. Алексея Васильева снабдили формой вермахта и даже назначили ежемесячное жалование в размере 30 рейхсмарок. Васильев прошел вместе с немцами всю войну, в конце которой оставшиеся в живых солдаты роты оказались на своей родине. Так Алексей очутился в Германии, где так же, как и его сослуживцы, сдался в плен американцам. При оформлении документов он, вопреки уговорам немцев, назвал свою настоящую фамилию.

«Герр Васильев», забывший русский язык

К тому моменту Алексей Васильев уже отлично владел немецким языком и вполне мог сойти за немца. Однако он так и остался Васильевым. Это обстоятельство впоследствии причинило ему немало неприятностей. Так, по словам самого «сына полка», написавшего книгу воспоминаний под названием «Дитя войны из России», повзрослев, он начал работать в Германии шофером. Однажды, следуя с очередным грузом через советскую оккупационную зону, Васильев был задержан. Из-за русской фамилии его несколько часов допрашивали советские офицеры. Алексей утверждал, что фамилия досталась ему от родителей, которые покинули Россию еще до революции.

В связи с этой историей Алексу пришлось сменить род деятельности: он выучился на сантехника. Овладев этой профессией, Васильев обзавелся и семьей. Он заключил брак с немкой, которая родила ему троих детей. В Зульцбахе, где обосновался Васильев вместе с супругой, его все называли не иначе как «герр Васильев». Постепенно, пуская корни на своей новой родине, Алексей забыл не только то немногое, что связывало его с Россией, но даже родной язык. Как утверждает Юрий Лебедев, для того, чтобы восстановить знания по русскому, Васильеву пришлось брать специальные уроки.

Родня как последняя ниточка

Хотя о своих родственниках, оставшихся в Советском Союзе, Алексей Васильев помнил всегда. После выхода на пенсию Васильев, как и многие пожилые немцы, принялся путешествовать. Вот только первым пунктом в списке самых желанных мест для посещения у него значился Санкт-Петербург. Оттуда он планировал добраться до Старого Брода. Однако деревня оказалась уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее найти родных Васильеву все же удалось. Долгое время он помогал им деньгами, пока в 2008 году не ушла из жизни его последняя сестра.

Через несколько месяцев после ее смерти в свет вышла упомянутая выше книга Алекса Васильева, «Дитя войны из России». Примечательно, что Васильев опубликовал свои мемуары на собственные средства. Несмотря на то, что бывший «сын вермахта», довольно подробно описал в книге всю свою жизнь, он утверждал, что с кончиной сестры оборвалась последняя ниточка между ним и Россией. «Герр Васильев» считал себя настоящим немцем: даже на швабском диалекте он изъяснялся безупречно.