04/10/19

Что было не так с Красной Армией в канун Великой Отечественной

Причины сокрушительных поражений Красной армии в 1941-42 гг. до сих пор служат поводом для жарких споров. Причиной является нежелание рассматривать картину войны максимально объективно. В основном это вызвано тем, что десятилетиями события войны полностью искажались советскими историками. Все успехи немецких войск объяснялись их значительным численным превосходством, Красная же Армия подавалась как хорошо обученная и оснащенная самым современным вооружением и техникой. У населения представление о войне сложилось по картинке из кинофильмов, где каждый советский солдат уничтожает фашистов сотнями, где советские летчики в одиночку сражаются с армадами вражеских самолётов и побеждают, где немецкие танки горят десятками на поле боя. И эта картинка до сих пор является основой даже для некоторых профессиональных историков.

Сейчас нам хорошо известно, что Вермахт воевал на Восточном фронте при многократном превосходстве РККА, что немецкая техника была не хуже, а в большинстве намного лучше советской.

Но главной причиной поражений Красной Армии в начале войны, и очень больших потерь, был низкий уровень подготовки РККА. Почему так получилось?

Первым, по хронологии, основанием следует считать полное разрушение старой русской армии, уничтожение её традиций, и, что в данном контексте важно, разрушение института унтер-офицеров. Именно унтер-офицеры во всех армиях и во все времена занимались непосредственным обучением рядового состава. Для того, чтобы всё это создать нужны десятки лет, а их у Красной Армии к началу Второй Мировой войны не было.

Вторая причина — на низкий образовательный уровень всего населения в целом. Ускоренная индустриализация страны потребовала кардинального изменения пропорций сельского и городского населения. Это привело к общему снижению производительности труда, откуда и невысокий технический уровень поступавшего в Красную Армию вооружения. Разумеется, всё это не могло не сказаться на уровне РККА в целом.

Аналогично тому, как ускоренный рост промышленности сказывался на качестве, рост Красной Армии отразился на её подготовке. РККА постоянно увеличивалась. В результате командный состав, с одной стороны, опять же в силу разрыва всех вековых традиций, был и так не очень высокого уровня. А с другой стороны, непосредственно на практике учиться не удавалось, так как карьерный рост шёл слишком быстро. Заняв должность, командиры Красной Армии, из-за постоянно происходившего развертывания новых частей и соединений, слишком быстро переходили на следующую ступень.

Всё это в Красной Армии понимали прекрасно, о чем свидетельствуют многочисленные документы. Так, в доступных широкой публике «Материалах совещания высшего руководящего состава РККА» от 23-31 декабря 1940 г. обсуждаются итоги войны с Финляндией. Там прямо говорится о низком уровне подготовки, как рядового, так и командного состава всех уровней. И хотя по итогам войны с Финляндией были приняты меры по усилению подготовки, но принципиально что-то изменить за короткий срок было невозможно.

С началом Великой Отечественной войны ситуация ухудшилась еще больше. В первые же месяцы была уничтожена практически вся предвоенная армия. В котлы попадали не только целые армии, но и фронты. То, что к моменту немецкого наступления на Москву в Советском Союзе была сформированы практически новая действующая армия, причём по размерам превосходившая ту, которая войну начинала в июне 1941 года, до сих пор кажется невероятным, особенно западным историкам.

Однако, то, что военные эксперты называют «советским чудом 1941 года» имело и свою негативную сторону. Новые соединения формировались настолько ускоренными темпами, что о каком-то обучении и слаживании речи просто не было. По сути в новые дивизии собирали личный состав, раздавали оружие, иногда даже и переодевать не успевали, и сразу бросали в бой. Это приводило к огромным потерям, но и ситуация не оставляла иного выхода.

Не следует думать, что такая картина сложилась лишь осенью 1941 года, когда обстановка была критическая. Достаточно посмотреть документы, которые появились через год после битвы под Москвой. В «Докладной записке Особого Отдела НКВД Донского фронта» от 30 октября 1942 года, разбирается провал наступления 66-й армии, игравшей ключевую роль в операции по окружению немецких войск в Сталинграде. Командующий 66-й армией, генерал Жадов, объясняет причины неудач: «...Люди не обучены и совершенно не подготовлены, многие совершенно не умеют владеть винтовкой. Прежде чем воевать, надо новую дивизию хотя бы месяц обучать и подготавливать». То же говорит и командующий Донским фронтом, генерал Рокоссовский: «...Прибывшие новые дивизии к бою совершенно не подготовлены. Сегодня буду докладывать тов. Сталину, просить его, чтобы личный состав вновь формируемых дивизий хотя бы месяц, проходил боевую подготовку...».

Примерно в то же время, в сентябре 1942 года, появляется и доклад Главнокомандующего ВВС, генерала Новикова, Сталину. В докладе говорится, что летчики не имеют должной выучки и не способны вести воздушный бой, как самостоятельно, так и в паре, и в группе

Подобных примеров очень много. Все они говорят о том, что в Красной Армии не выделяли в ходе войны достаточно времени на полноценную подготовку личного состава. Это в первую очередь и служило причиной неудач и приводило к большим потерям.