30/06/21
Метелица Сергей/Фотохроника ТАСС

Что, согласно российским законам, считается кладом

Многие считают, что клад – это ценности, которые обязательно зарыты в землю. Однако это далеко не так. Согласно российским законам, клад может быть сокрыт и в любом другом месте. Кроме того Гражданский кодекс дает четкое определение, что такое клад, и объясняет, чем он отличается от обычной находки.

Деньги и ценности

Вообще, существительное «клад» образовано от глагола «класть». Поэтому понять, что же означает слово «клад», только полагаясь на исследование русского языка не получится. А вот Гражданский кодекс Российской Федерации дает четкое определение данного понятия. В своде законов также перечислены предметы, которые могут считаться кладом. Так, пункт 1 статьи 233 Гражданского кодекса, текст которого приведен в издании «Основные кодексы и законы Российской Федерации» (Нева, 2003год), гласит, что под кладом подразумеваются прежде всего денежные средства. Кроме того, кладом могут быть различные предметы, имеющие определенную ценность (к примеру, ювелирные изделия). То, что ценности не имеет, по закону, относится к обычным находкам.

Скрыт от глаз

Кроме ценности, клад отличается от находки и другими особенностями. Например, клад должен быть обязательно сокрыт, то есть не находиться на виду. Многие думают, что ценности, считающиеся кладом, обязательно должны быть зарыты в землю и там же обнаружены. Но это всего лишь распространенный стереотип. Клады и в самом деле могут быть закопаны в почву, но, как известно, существуют и другие способы сокрытия. Так, клад может быть замурован в стене здания, спрятан внутри любого движимого объекта (к примеру, под обивку мебели), а также во всевозможных тайниках, в том числе природного происхождения (пещеры, дупла деревьев и т.п.). Так, в 1965 году под зданием Патриаршего дворца был обнаружен тайник с двумя крестами из лазурита и мрамора, обрамленными золотом. А знаменитый разбойник Кудеяр, по легенде, спрятал свой клад в пещере в Новобурасском районе у села Лох.

Отсутствие собственника

Еще одно отличие клада от находки – это отсутствие собственника. Именно поэтому на страницах учебника «Гражданское право» под редакцией Б. Гонгало клад назван «разновидностью бесхозяйного движимого имущества». Именно поэтому российское законодательство (в частности та же статья 233 Гражданского кодекса) однозначно заявляет, что кладом могут считаться деньги или иные ценности, собственник которых не может быть установлен в силу объективных причин. Либо же кладом являются ценные вещи и денежные средства, собственник которых утратил на них право, согласно закону. Клад тем и отличается от находки, что вероятность наличия у него собственника заведомо минимальна. К примеру, в 1939 году на Красной площади, у Спасских ворот, на глубине 2 метров были обнаружены 2 металлических сосуда, в которых находилось около 33 тысяч монет времен Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Кто бы мог назвать их собственника? Впрочем, этот клад относится к культурным памятникам.

Новый владелец

Так что тот, кто нашел клад, не обязан предпринимать никаких действий к розыску его собственника. Также нашедший клад не обязан сообщать о его обнаружении государству. Впрочем, что касается того, должен ли нашедший клад сообщать о нем государству, то здесь есть исключения. Гражданский кодекс однозначно говорит, что тот, кто обнаружил клад, обязан передать его в собственность государства, если ценности относятся к памятникам истории или культуры. А вот в некоторых случаях клад действительно становится собственностью человека. К примеру, законным владельцем клада является собственник объекта, на котором он был сокрыт. Если же клад оказался спрятан на чужой территории, то нашедший его вправе претендовать на свою долю. Согласно закону, вознаграждение нашедшему клад и собственнику составляет 50% от стоимости ценностей (обычно эта сумма делится между данными лицами в равных долях). Правда, обнаруживший клад на долю может не рассчитывать, если производил, например, раскопки без согласия на то собственника участка земли, здания и т.п.. Также на долю от найденного не могут претендовать те, в чьи профессиональные обязанности входит поиск кладов.