14/09/19
кадр из т/с
Что является неправдой в сериале «Чернобыль»

Сериал «Чернобыль» сразу же после премьеры вызвал массу противоречивых мнений у нас в стране. Не отрицая его художественных достоинств, многие отечественные зрители отметили ряд неточностей. А кое-кто из непосредственных участников тех событий (например, ликвидатор Леонид Седов) и вовсе заявил о необходимости запрета сериала, как сильно искажающего исторические факты. Мы сегодня максимально подробно разберем по пунктам все аспекты, которые вызывают споры и вопросы. И начнем с самого простого.

Быт и нравы СССР

Сериал в первую очередь поражает своей достоверностью и хорошо переданным советским укладом жизни и антуражем 80-х. Дело в том, что снимали картину не в павильонных декорациях, а в реальной обстановке – на Украине и в Литве – на Игналинской АЭС, построенной по тому же проекту, что и Чернобыльская.

Тем не менее, российские зрители могут заметить определенные несоответствия, — это обращения героев друг к другу. Сложно поверить в то, что муж называет жену Людмилой, а не Людой или Люсей, а коллеги и друзья говорят Василий, вместо Вася и Саша, вместо Саня. Впрочем, это проблема давняя и присуща практически всем американским фильмам про СССР или Россию.

Те, кому довелось пожить в СССР, наверняка заметят и ряд несоответствий, присутствующих в сериале: гинекологические кресла европейского образца, которые и сегодня редкость в отечественных медучреждениях, застекленные пластиком балконы – и это в 1986 (!) году, курение и игра в карты в больничной палате. Ну а самый непростительный киноляп – это памятник ликвидаторам аварии на ЧАЭС, который можно заметить в одном из кадров 4 серии. Он был установлен лишь спустя 25 лет после показанных событий.

Странная география

Давно уже не секрет, что иностранные киноделы зачастую не очень внимательны к географии мест, про которые снимают фильм. Это в полной мере касается и «Чернобыля». По сериалу создается впечатление, что Припять расположена едва ли не в Подмосковье – ведь столичное руководство прибывает туда на вертолете. Хотя на самом деле, как рассказывал в своих аудиозаписях один из главных героев картины Валерий Легасов, для оперативности и обеспечения максимальной безопасности использовался все же самолет.

То же касается и шахтеров, которых зачем-то привозят из-под Тулы, хотя в самой Украине полно регионов, где ведется добыча угля. Географические неточности касаются и зон радиоактивного заражения, к которым создатели почему-то относят Минск. Достаточно взглянуть на карты – хоть советские, хоть европейские – где точно видно, что в Белоруссии радиацией были затронуты в основном Гомельская и Могилевская области, но никак не Минская, расположенная в центре страны.

Исторические реалии

В целом хронология событий показана в сериале достаточно точно. А неточности и художественные домыслы не сильно искажают реальную картину. Так, например, авария вертолета действительно была, но произошла уже осенью – во время строительства саркофага над реактором.

При создании картины сценаристы и режиссеры в основу положили аудиозаписи, оставленные академиком Валерием Легасовым, что делает картину несколько однобокой. Не отрицая огромный вклад Валерия Алексеевича, благодаря настойчивости и оперативным решениям которого более глобальной катастрофы удалось избежать, нельзя не признать, что личность его антипода Бориса Щербины представлена в «Чернобыле» весьма далекой от исторических реалий.

Тогдашний зампред Совета министров СССР был на самом деле человеком образованными и подкованным в ядерной энергетике. Так что сцена в вертолете с объяснением принципа работы ядерного реактора, скорее, для неискушенного в этом вопросе зрителя. Хорошо разбираясь в теме, и имея представление о возможных последствиях, именно Щербина уже вечером 26 апреля дал приказ о подготовке эвакуации в 10-километровой зоне. Она началась следующим утром, а днем позже «зону отчуждения» именно по настоянию Бориса Евдокимовича расширили до 30 километров.

Вообще, авторы нередко перегибают палку, показывая некомпетентность руководства атомной станции и пропагандистскую упертость советского руководства. Как рассказывал сам Александр Дятлов, официально признанный одним из виновников аварии, в книге «Чернобыль. Как это было», понимание масштабов трагедии пришло практически сразу. Куски графита не оставляли никаких сомнений в том, что реактор был разрушен. Правда, как действовать в этом случае, никто не знал, а потому им и был принят ряд бесполезных (и даже ошибочных) решений. Например, о подаче воды в активную зону. В то же время Дятлов не был глупцом или паникером, а потому действовал в соответствии с инструкциями и не пренебрегая требованиями безопасности. Именно благодаря ему в первые часы удалось локализовать пожары в помещении станции и предотвратить возможный взрыв, что существенно снизило количество жертв. Кстати, о них.

Жертвы и воздействие радиации

Общее количество погибших среди сотрудников ЧАЭС и ликвидаторов по официальным документам не превышает 50 человек. Причем в расчет берутся как те, кто погиб непосредственно во время аварии или сразу после нее, так и те, кто умер от предполагаемых последствий воздействия радиации в период с 1987 по 2004 гг. Неверное мнение о более серьезных последствиях аварии складывается в том числе и из-за отчета Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованного в 2005 году. В нем был сделан вывод, что предполагаемыми жертвами последствий радиационного заражения могли стать более 4000 человек. Что, впрочем, никоим образом нельзя проверить или подтвердить – сами эксперты ВОЗ называют эту цифру предположительной.

Откровенным художественным вымыслом являются и последствия радиационного излучения, показанные в фильме. Точнее, скорость их проявления. На это в своем интервью обращает внимание дозиметрист Александр Крупный, работавший в то время на станции. Ожоги на коже и кровотечения, вызванные радиацией, появляются не ранее нескольких часов после контакта. Да и рассказ про неработающие дозиметры на станции, по его словам, – выдумка. Приборы были исправны и повсеместно использовались. Именно благодаря дозиметрам трем «Чернобыльским водолазам» удалось не только выполнить поставленную задачу по спуску воды из подреакторной емкости, но и выжить. Они обошли все радиоактивные зоны и, хоть и получили сильное радиационное излучение, не стали смертниками, а выжили и впоследствии вернулись к работе на ЧАЭС.

Если воспринимать картину исключительно как рассказ о героизме пожарных и спасателей, ликвидировавших катастрофу, то она достойна всяческих похвал. Даже несмотря на откровенные художественные преувеличения. Но в вопросах, касающихся исторической правды и подоплеки событий, сценаристы изрядно перегибают, показывая руководство страны и ЧАЭС откровенными вредителями, глупцами и злодеями. Впрочем, некоторая паника и неуверенность в их действиях вполне могла быть, но надо понимать, что это была первая авария подобного рода и  такого масштаба, которую все же удалось ликвидировать ценой жизни всего 50 человек…