10/05/22

«Дружественный огонь» в Тихом океане: почему подлодки США уничтожали суда СССР

Советский Союз активно использовал флот для перевозки грузов, отпущенных американцами по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Но мало кто знает, что советские суда порой становились мишенями для американских же подводных лодок, которые вели борьбу с японцами на Тихом океане.

«Издержки» ленд-лиза

С 1941 года Тихий океан стал театром боевых действий: американские и японские подводные лодки активно «охотились» за кораблями противника. Неудивительно, что под удар порой попадали и корабли других держав.

Согласно признанию американского вице-адмирала Чарльза Локвуда, одна только субмарина Sailfish с разницей в сутки отправила на дно советские транспорты «Ильмень» и «Кола».

Sailfish атаковала «Ильмень» на рассвете, а предполагаемое русское судно «Кола» – при ярком свете луны, поэтому в обоих случаях она шла под перископом и не могла различить тусклых отличительных огней», – оправдывался Локвуд.

Инцидент с «Колой» произошёл 17 февраля 1943 года, через несколько часов после того, как от парохода отошел японский военный корабль, производивший досмотр.

После взрыва торпеды советский пароход пошёл на дно очень быстро – всего за 2-3 минуты. Из 73 матросов большинство погибли сразу, на шлюпках спасся лишь 21 человек. Краснофлотцы дрейфовали в море 18 суток, пока их не подобрал японский тральщик. К тому времени в живых оставалось лишь 4 человека – моряки Мотин, Сморичевский, Платонов и Кириленко. До 1970-х годов официально считалось, что «Колу» торпедировали японцы.

Известно также о том, что американцы утопили транспорты «Белоруссия» и «Обь», рыболовецкий сейнер № 20. Всего до конца войны с Германией они отправили на дно как минимум 6 советских судов. На самом деле их могло быть значительно больше, так как точно не установлено, чьи подлодки утопили транспорты «Ашхабад», «Киев», и «Колхозник». Кроме того, не выяснена судьба ещё 10 погибших в Тихом океане советских кораблей.

Печальные инциденты продолжали происходить даже после 9 мая 1945 года.

«Последняя жертва войны»

По данным РГАВМФ, грузовой пароход «Трансбалт», построенный в 1899 году, некоторое время назывался «Рига». Для своего времени это был один из самых крупнотоннажных сухогрузов. Экипаж «Трансбалта» насчитывал около сотни человек.

«Видел один громадный трёхтрубный пароход (теперь он стоит в доке), – "Трансбалт", с четырьмя якорями», – так описывал корабль в 1927 году в записной книжке художник Павел Зальцман.

В 1930 году пароход даже стал «героем» приключенческого фильма «Трансбалт» – о «мирном подвиге» матросов, перевозивших груз соли для рыбаков.

Во Владивостоке «Трансбалт» «прописался» в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны сухогруз несколько раз совершал рейсы в США. В своё последнее плавание он вышел в мае 1945 года. Из Сиэтла во Владивосток корабль вёз почти 10 тысяч тонн грузов – муку, разобранные машины, рельсы.

12 июня пароход миновал пролив Лаперуза между Хоккайдо и Сахалином. Заметив на горизонте силуэты трёх подводных лодок, моряки встревожились. И не напрасно – в ночь на 13 июня по пароходу были выпущены 2 торпеды. К счастью, «Трансбалт» затонул не сразу, и почти все моряки, кроме 5 человек (вероятно, погибших при взрыве) успели погрузиться в 2 шлюпки. Они наблюдали, как, разломившись подобно «Титанику», судно ушло под воду. Вскоре японский бот, взяв шлюпки на буксир, доставил их в порт Хонто на Сахалине. Моряки полагали, что как раз японцы и потопили «Трансбалт», однако в официальном отчёте фигурировала «неизвестная подводная лодка».

Правда о происшествии выяснилась спустя годы. В Японском море в тот злополучный день действовала американская субмарина Spadefish под командованием Уильяма Джозефа Гермерсхаузена. Роковую ошибку американские подводники допустили из-за плохих погодных условий: в тумане, не увидев русских опознавательных огней, они приняли пароход за японский.

В 1940-х годах союз с США был крайне важен для Сталина – поэтому тему потопленных пароходов дипломаты не «раздували». Об этих трагедиях на Тихом океане активно заговорили только в 1960-х годах, в разгар Холодной войны.