В конце зимы 2009 года российские пограничники артиллерийским огнем расстреляли в Японском море торговое судно, принадлежавшее судоходной компании из Китая. В условиях шторма экипаж терпящего бедствие сухогруза принял решение к эвакуации, которая закончилась гибелью 8 человек. Чем объяснялась столь жесткая мера, примененная к иностранному судну?
Беглец
29 января 2009 года теплоход «Нью Стар» под флагом Сьерра-Леоне, являвшийся собственностью шанхайской судоходной компании «Джей Рай Лаки Шипинг», причалил к одному из пирсов российского порта Находка. На его борту находилось 4,5 тысячи тонн таиландского риса. Однако после разгрузки выяснилось, что примерно десятая часть товара была испорчена морской водой. Грузополучатель — новосибирская компания ООО «Продпрограмма-Импульс» — оценил ущерб в 12,3 миллиона рублей и 8 февраля подал иск в Арбитражный суд Приморского края с требованием наложить на судно арест. Однако суд в аресте «Нью Стар» отказал.
Вплоть до 12 февраля судно находилось в гавани, так как портовая администрация без объяснения причин отказывала «Нью Стар» в разрешении на выход в море. Вечером того же дня сухогруз неожиданно снялся с якоря и покинул порт. Как впоследствии выяснилось, капитан «Нью Стар» Навзир Ади действовал не по собственной инициативе, а по распоряжению судовладельца. Видимо, после серии неудачных попыток добиться от российской таможни разрешения на выход в море, руководство «Джей Рай Лаки Шипинг» дало капитану команду покинуть порт в одностороннем порядке. Скорее всего в судоходной компании опасались ареста теплохода на неопределенный срок, что обернулось бы колоссальными финансовыми потерями.
Однако, судя по данным немецкого телеканала ARD, все вопросы относительно некачественной партии риса были решены – весь товар был выгружен. Скорее всего российский импортер не оказал нужного содействия экипажу судна при оформлении документации, которая бы помогла беспрепятственно покинуть порт. Существует версия, согласно которой на «Нью Стар» обнаружили контрабанду и наложили на судно арест, однако судовладелец назвал это домыслом.
Так или иначе, вечером 12 февраля 2009 года китайский сухогруз «Нью-Стар», не пройдя таможенного и пограничного оформления, не получив разрешения портовой администрации, самовольно покинул место стоянки. Вскоре пограничная служба РФ зафиксировала приближение иностранного судна к государственной границе Российской Федерации, что не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны Службы береговой охраны.
Инцидент
На запрос российских пограничников о причинах странного курса капитан «Нью-Стар» заявил, что ему нужно «слить сточные воды», однако и после объявленных действий судно не остановилось. Согласно нормам Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, за нарушителем были отправлены пограничный сторожевик «Приморье» и патрульное судно «Маньчжур». Вплоть до 9 часов утра 13 февраля, следуя на расстоянии километра, российские пограничники подавали сигналы, требовавшие от «Нью-Стар» прекратить движение. Однако нарушитель не желал подчиняться.
Ввиду игнорирования капитаном китайского сухогруза требований остановиться и продолжающегося нахождения иностранного судна в исключительной экономической зоне Российской Федерации с пограничных кораблей были произведены предупредительные выстрелы. Но и это не возымело никакого действия на нарушителя. Только тогда было принято решение открыть огонь на поражение. Сначала выстрелили по носовой части сухогруза, затем по винто-рулевой группе. Российские пограничники действовали предельно аккуратно, чтобы не задеть рубку, в которой располагался экипаж. Всего, по данным представителя МИД РФ Андрея Нестеренко, по судну «Нью Стар» было выпущено 512 крупнокалиберных патронов.
Даже после того, как сухогруз был буквально изрешечен пулями он продолжал движение. Только к 6 часам вечера 13 февраля после почти 18-часовой погони «Нью-Стар» остановился. Капитан вышел на связь и сообщил, что ложится на обратный курс. При следовании в порт Находка 15 февраля ближе к 4 часам утра капитан объявил, что в связи с серьезными повреждениями руля и основного двигателя судно ложится в дрейф. Еще через пару часов ввиду начавшегося шторма судно «Нью Стар» подало сигнал бедствия и приступило к эвакуации экипажа с использованием двух надувных плотов.
Примерно через час к плотам подоспел «Маньчжур» – сухогруз «Нью стар» к этому времени пошел ко дну. Первый плот без проблем был поднят на российское судно, а второй при подъеме перевернулся – 8 человек оказались в бушующих водах Японского моря, спасти их так и не удалось. Это событие стало наиболее резонансным эпизодом инцидента. Судовладелец обвинил российских моряков в халатности и преступном бездействии, хотя погода, по его словам, позволяла спасти людей.
Российская сторона на это ответила, что погодные условия не позволили провести спасательную операцию: согласно официальным данным, высота волн в тот день достигала 7 метров при скорости ветра до 28 метров секунду, температура воды не превышала плюс 5 градусов Цельсия, а температура воздуха – минус 5 градусов. В таких условиях тонущие моряки могли продержаться в воде не дольше нескольких минут. Позднее в ходе расследования были установлены нарушения правил безопасности, допущенные капитаном судна «Нью Стар» при эвакуации, в частности отказ от использования спасательных ботов, находившихся на судне.
Так и не было точно установлено, от чего все же затонул китайский сухогруз. В российском МИДе заявляли, что судно даже после обстрела могло держаться на плаву, оно не было обесточено и на нем работали средства связи. Представитель судовладельца, разумеется, всю вину списал на российских пограничников. Так или иначе не подлежит сомнению фатальность действий капитана «Нью Стар», который вместо того, чтобы подчиниться обрек свой корабль и половину экипажа на гибель.
Россию наказать!
Мировые СМИ вяло отреагировали на происшествие в Японском море. Только в Китае инцидент с сухогрузом вызвал широкий резонанс. В Пекине потребовали от Москвы провести по горячим следам беспристрастное расследование обстоятельств, приведших к трагедии. Позднее неустановленные лица взломали сайт Генконсульства России в Шанхае и разместили там текст провокационного содержания: «Русские вторглись на нашу территорию, чтобы убивать жителей Народной Республики. Сайт взломан в отместку за гибель китайского экипажа! Россию нужно наказать!!!».
По сообщению китайских СМИ, в один из дней несколько десятков родственников погибших моряков пришли к посольству РФ в КНР с требованием выплаты компенсаций, однако органы правопорядка убедили демонстрантов разойтись. Очень быстро в Китае стали забывать об инциденте с торговым судном. Международного скандала, о чем писала западная пресса, так и не случилось. 5 марта посол КНР в России заявил, что трагедия в Японском море не повлияет на китайско-российские отношения.
Во время следствия было установлено, что капитан «Нью Стар» индонезиец Навзир Ади находился под сильнейшим давлением со стороны судовладельца., которому содействовал боцман, гражданин КНР Ма Бин, являвшийся родственником собственника сухогруза. Еще во время пребывания «Нью Стар» в порту Находка и судовладелец, и боцман настаивали на том, чтобы капитан, не дожидаясь официального разрешения, покинул гавань. Ма Бин уверял Навзира Ади, что всю ответственность берет на себя. Однако боцман оказался в числе пропавших без вести, то есть погибших, а с мертвого, как известно, «взятки гладки».
В конечном итоге Федеральный суд Находки возбудил против капитана затонувшего сухогруза уголовное дело. Он был признан виновным в незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации и приговорен к трем месяцам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. Что касается российских пограничников, то прокуратура не выявила с их стороны противоправных действий. Восемь сотрудников пограничной службы РФ, принимавших участие в задержании судна-нарушителя, указом президента России были награждены орденами и медалями.
Стрелять или нет?
Много разговоров было о том, насколько адекватной была реакция Службы береговой охраны на действия китайского сухогруза. Здесь мнения разделились. Одни полагают, что российские пограничники просто выполняли свою работу, таким и должен быть ответ по отношению к любому нарушителю, если он не желает подчиниться. «Применять оружие к нарушителям – это наше законное право, и мы будем им пользоваться», – заявили в управлении Северо-Восточной пограничной службы. Эксперты вспомнили случай, произошедший в феврале 2001 года, когда российский пограничный самолет потопил в районе Камчатки траулер «Альбатрос-101», который вел незаконный промысел рыбы и не отреагировал на требования пограничников.
Есть и другое мнение, которое сводится к тому, что наши пограничники расстреляли никому не угрожавшее иностранное судно в международных водах, тогда как применение оружия обосновано лишь при явной угрозе безопасности России. Согласно такой точке зрения, открывать огонь на поражение допустимо только в пределах приграничной территории, за ее же пределами действует международное право, которое накладывает запрет на применение любого оружия.
Главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, ссылаясь на 225-ю статью Конвенции ООН 1982 года по морскому праву, считает, что пограничные службы не должны ставить под угрозу судоходство, если речь не идет о пиратстве, браконьерстве или опасном вторжении в чужие территориальные воды. По его словам, в рамках полномочий Служб береговой охраны высадка досмотровой партии на судно-нарушитель, а в случае необходимости дальнейшее его задержание и конвоирование в ближайший порт. Впрочем, как показывает практика, зачастую в условиях цейтнота крайне сложно определить, в какой степени нарушитель несет угрозу государственной безопасности.