17/04/18
Википедия

«Илья Муромец»: на что способен новейший российский ледокол

Не так давно американцы заявили о своем праве использовать Северный морской путь, при том что современных ледоколов у них в наличии нет. А у России они есть. Один из них – новейшее многофункциональное судно «Илья Муромец».

Безоговорочный лидер

Россия обладает бесспорным преимуществом перед странами, претендующими на освоение Арктики. Все дело в ледокольном флоте и колоссальном опыте работы в полярных широтах. Наши конкуренты похвастаться этим не могут. К примеру, в распоряжении ВМФ США имеется лишь устаревший ледокол «Полярная звезда» 1976 года постройки, который нуждается в постоянном ремонте. По оценкам экспертов, новый ледокол в США может появиться не раньше 2023 года.

В состав нашего флота входят два атомных ледокола, оснащенные двухреакторной ядерной энергетической установкой («Ямал» и «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой («Таймыр» и «Вайгач»), атомный контейнеровоз «Севморпуть», а также пять судов технологического обслуживания.

В ближайшие годы к ним присоединяться три универсальных атомных ледокола проекта 22220 (Арктика» – в 2019 г., «Сибирь» – в 2020-м и «Урал» – в 2021-м). Их строительство ведется на верфях Санкт-Петербурга и они будут использоваться как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

Еще одним судном, которое позволит укрепить позиции России в Арктике, стал головной военный ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Это первый многофункциональный корабль, построенный с учетом интересов российского ВМФ и министерства обороны. Ничего подобного у нас не было.

Арктический богатырь

Строительство «Ильи Муромца» было начато в 2015 году, а уже 29 ноября 2017 года корабль был зачислен в состав 566-го отряда судов Северного флота. Место базирования – Мурманск. Предназначение этого дизель-электрического судна - обеспечение деятельности Арктической группировки ВМФ России. Как отметил заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук, «Илья Муромец» превосходит по своим характеристикам все параметры судов такого класса.

По паспорту этот новый однопалубный ледокол обладает следующими данными:

водоизмещение – 6 тысяч тонн,

длина – 85 метров,

ширина – 20 метров,

скорость хода – 15 узлов,

осадка – 7 метров,

высота по бортам – 9,2 метра,

вместимость грузового трюма – 500 м3,

экипаж – 32 человека (но возможно увеличение до 50 человек).

В автономном плавании судно может находиться до 60 дней, дальность его хода – около 12 тысяч морских миль, что составляет примерно две длины Северного морского пути. Ледокол способен преодолевать лед толщиной 1,5 метра.

«Илья Муромец» оснащен двумя гребными электродвигателями типа Azipod мощностью 3,5 МВт каждый. Благодаря тому, что они вынесены за пределы корпуса, винты имеют возможность вращаться на 360 градусов,  обеспечивая передвижение корабля в любом направлении, в том числе и боковом. А по словам специалистов, ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Инновационные винто-рулевые колонки позволяют моментально прокладывать необходимый курс и создают условия для высокой маневренности в ледовом поле.

Универсальный помощник

На «Илью Муромца» возложен широкий спектр задач: патрулирование Арктических широт; перевозка грузов; пожаротушение и ликвидация последствий аварий на надводных и береговых объектах; прокладывание путей для судов не ледового класса, а также их буксировка; снабжение необходимым баз и аэродромов, расположенных на островах Арктической зоны. Ледокол можно использовать при проведении разного рода гидрографических исследований.

Осуществление погрузочно-разгрузочных операций облегчает установленный на ледоколе 21-метровый кран грузоподъемностью 26 тонн, а также кран-манипулятор, способный поднимать до 2 тонн груза. Кроме этого, в носовой части корабля находится вертолетная площадка, готовая принять машины класса К-27, а на палубе размещен многоцелевой быстроходный катер БЛ-820, имеющий надувные борта.

В случае необходимости на «Илье Муромце» могут устанавливаться и артиллерийские орудия. Скорее всего, это будет АК-306 – 30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка. Как средство самообороны корабля она может быть использована для поражения воздушных целей на дистанции до 4 км и легких надводных сил противника – до 5 км.

В апреле 2018 года «Илья Муромец» вышел на испытания в воды Баренцева моря, где в течение двух месяцев будет ходить среди льдов толщиной до 1 метра. Предположительно в этом же году ледокол отправится в арктический поход в составе группы боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ России по Северному морскому пути.