27/03/23

Какие современные русские фамилии произошли от вредных привычек

Как говорил Мамин-Сибиряк, «в конечном счете, жизнь каждого из нас – итог жизни всех наших предков». Отчасти таким вот итогом служат наши фамилии, которые несут на себе отпечаток жизни предшествующих поколений.

Унизительные и смешные

Первые фамилии или точнее прототипы современных фамилий на Руси появились очевидно еще во времена Ивана Грозного. К примеру, упоминания о них можно встретить в списках служилых людей 1573 года: Федор Ондреев сын Супонев, Микита Кутлуков сын Канчеев. Как мы видим, это не только прозвища данные по имени отца, но и собственные. У великого князя существовал специальный реестр привилегированных и красивых фамилий, которые давались приближенным в случае особого расположения или награды.

К началу XIX столетия привилегия носить фамилии распространилась на представителей практически всех сословий: аристократии, купечества, духовенства, чиновников, ремесленных и служилых людей. А после реформы 1861 года фамилии стали давать и крестьянам, которые до этого использовали лишь отчества – Гаврила сын Петров. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором сообщалось: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Именно крестьянские фамилии чаще всего отражали род деятельности, качество характера, черту внешности или особенность поведения носителя. Как отмечает автор этимологического словаря «Русские фамилии» Юрий Федосюк, «сотни, казалось бы, обычных фамилий произошли от унизительных кличек». Назовем хотя бы такие, как Кривоногов, Толстоухов, Самохвалов, Клячева, Тупицина, Салоед, Рыгун.

Один из самых распространенных путей образования фамилий соответствовал какому-нибудь отличительному признаку человека. Например, далекий предок Хромова очевидно страдал хромотой, Тугоухова – плохо слышал, а Дуракова был, согласно Толковому словарю Даля, «глупым, непонятливым человеком».

Довольно распространенная в России фамилия Заикин происходит от прозвища Заика. В словаре Даля «заика – тот, кто заикается». Эта фамилия имеет очень древние корни. Например, в «Ономастиконе» С. Б. Веселовского упоминается тульский помещик Алексей Нежданов Заикин, живший в конце XVI века.

Фамилия Трусов на первый взгляд происходит от прозвища Трус, обозначающего робкого, боязливого человека. Однако в старые времена «трусом» называли бурю, землетрясение, либо другую стихию. Еще один вариант, трусами именовали людей за их любовь к долгим разговорам, пустой болтовне. Лишь позднее «трус» стал ассоциироваться со словом «боязливый», возможно это связано с еще одним значением данного слова: в белорусском языке «трус» – это «кролик». Но какой на самом деле смысл вкладывался в фамилию Трусов можно лишь догадываться.

Привычки вредные и не очень

Нередко фамилии происходили от прозвищ, характеризовавших вредную привычку человека. Таким образом произошла фамилия Пьяных (Пьяныш, Пьянков). Эта фамилия довольна редка в России, ее корни находят в ономастике русского Севера и центрально-черноземных областей. Очевидно, что она образовалась от слова «пьяный», то есть характеризовала «пьющих, хмельных людей».

Впрочем, в средневековой Руси прозвище Пьяный не несло такого негативного оттенка, как сегодня. Считалось, что, называя таким образом человека, его можно было защитить от чрезмерного употребления хмельных напитков. Но есть и другая версия. Слово Пьяный может происходить от имени Пиан, распространенного среди финно-угорских народов Урала. В летописных источниках имя Пьянко упоминается с конца XVI столетия, к примеру, один из документов сохранил нам имя царского конюха Пьянко Легасова.

В 1838 году произошел курьезный случай, когда студент по фамилии Пьянков при поступлении в Московскую духовную академию по морально-этическим соображениям вынужден был заменить свою фамилию на "Собриевский". Ведь на латыни sobrius означает «трезвый». Руководство академии посчитало фамилию Пьянков недостойной для человека, которому в будущем предстоит принять священный сан.

Фамилия Табаков (Табачник) могла стать производной от прозвища человека, который занимался как реализацией или выращиванием табака, так и употреблением его – курил либо нюхал. Выдающийся российский актер и режиссер Олег Табаков, любивший курить трубку, очень точно олицетворяет свою фамилию. Однако согласно словарю Даля, вероятно, что табак в качестве основы для прозвища мог обозначать «набалдашник на упорном шесте», использующийся для того, чтобы табачить, – то есть «передвигаться на плоту, отталкиваясь ото дна шестами».

Фамилия Тараторкин образовалась от нарицательного прозвища Тараторка. В Толковом словаре записано, что «тараторка» буквально означает «болтун, говорун» – так называли человека, болтающего без умолку, без устали. В старину в Тверских и Новгородских землях бытовало слово «тарарусить», «тарарыкать»: под ними понимали «пустословие или вздор», которые нес человек. К таким людям на Руси относились неоднозначно: если одни умели поддержать разговор легкой, ненавязчивой болтовней, то другие своими сплетнями и пустозвонством только раздражали. Интересно, что известный российский актер Евгений Тараторкин всегда был немногословным и сдержанным человеком.

Фамилия Жирнов (Жиров, Жирков, Жирный) очевидно произошла от прозвища Жир, которым называли тучного, любившего обильно поесть человека. Иногда такое прозвище прилипало к зажиточному, богатому человеку. Под тучностью уже подразумевался не столько внешний вид человека, сколько размер его кошелька. В пользу последней версии свидетельствует то, что в некоторых говорах средней полосы России глагол «жировать» употребляли в отношении людей, привыкших жить роскошно, на широкую ногу. В повести Ивана Шмелева «Лето Господне» есть такие слова: «Я слышу, как у батюшки в животе урчит, думаю о блинах, о головизне, о Жирнове».

Еще одна вредная привычка может быть связана с фамилией Жлобин. Она восходит к украинскому прозвищу жлоб – невоспитанный, скупой человек. Это прозвище было распространено не только на Украине, но и в Беларуси и России. Согласно «Словарю народных говоров Западной Брянщины» П. А. Расторгуева, жлобом называли «скупого, жадного человека». А вот в Могилевской области оно несло другой смысл – человек «нелюдимый, наделенный большой физической силой».