29/06/18

Какие экзекуции могут доставлять удовольствие

Пытка и удовольствие – казалось бы, что между ними общего? Между тем зачастую это две стороны одной медали. Порой телесное воздействие, которое должно вызывать боль или сильный физический дискомфорт, вызывает у нас наслаждение. Давайте обратимся к фактам.

Феномен щекотки

Когда человека щекочут, это часто вызывает непроизвольный смех. Специалисты из Университета
Тюбингена полагают, что щекотка, раздражая нервные окончания, активирует область мозга, «ответственную» за ожидание боли. А смех – часть защитного механизма. Кроме того, гипоталамус, который становится активным при щекотании, связан также с контролем сексуального поведения.
В Китае была распространена пытка щекоткой. Так же поступали и древние римляне. Они наносили на ступни осужденного особый солевой раствор, который затем давали слизывать козе. Порой это даже приводило к летальному исходу.
В то же время щекотка нередко применяется в эротических играх и помогает довести партнера до пика блаженства. Кстати, люди могут по-разному реагировать на щекотку: одним она доставляет ужасные мучения, а у других вызывает сексуальное возбуждение.

Экстаз от порки

Порка – плетями, розгами, бичами и т.п. - многие века была достаточно распространенным физическим наказанием. Если человек получал большое количество ударов, его тело могло превратиться в сплошную рану, которая долго не заживала и доставляла ужасные страдания. А порой осужденного забивали до смерти.
Сегодня многим хорошо известен термин «флагелляция» (от латинского flagellatio — «бичевание»). Речь идет о практике БСДМ, которая заключается в порке партнера различными, обычно длинными и гибкими предметами, такими, как кнут, стек, трость или флоггер. При этом «нижний» партнер испытывает сексуальное возбуждение и наслаждение.
В некоторых сектах (например, у хлыстов) было принято заниматься самобичеванием для «усмирения» плоти. Это часто приводило сектантов в состояние экстаза, который в настоящее время носит название «сабпейс». «То, что порка может вызывать сильное эмоциональное возбуждение, вплоть до религиозного экстаза, имеющее явные, хотя не всегда осознаваемые, сексуальные
компоненты, известно с незапамятных времен», - пишет социолог И. Кон в книге «Бить или не бить? Телесные наказания детей». Сексуальные мазохисты нередко вырастают из детей, которых в детстве активно подвергали порке.

Боль и удовольствие

Задумывались ли вы, почему существуют выражения «сладостная пытка» или «сладкая боль»? Ученые утверждают, что центр боли в нашем мозгу соседствует с центром удовольствия. Грань между болью и наслаждением очень тонка. Так, Барри Комисарук из Университета Рутгерса сообщает, что при наблюдении за мимикой человека видно, что выражение лица в момент оргазма или боли практически не отличается.
Аспекты связи между болью и получением удовольствия подробно изучил американский психоаналитик Александр Лоуэн. Он пришел к выводу, что тут играют роль особенности работы так называемых симпатической и парасимпатической нервной системы. «Парасимпатическая деятельность расширяет периферические артериолы, увеличивая приток крови к поверхности тела и продуцируя ощущение тепла, - пишет Лоуэн в своем труде “Удовольствие: творческий подход к жизни”. - Симпатическое действие сокращает поверхностные артериолы, заставляя кровь приливать к внутренним органам тела, чтобы доставить больше кислорода жизненно важным органам и мускулатуре. Таким образом, работа парасимпатического отдела способствует экспансии организма и обращению к окружающей среде, то есть вызывает приятную реакцию. Симпатическая деятельность продуцирует сокращение и отдаление от окружающей среды, болевую реакцию».
Еще одним доказательством тесной связи боли и удовольствия стал следующий эксперимент. Группе студентов давали либо обезболивающее – парацетамол, либо плацебо. Затем им показывали серию эротических снимков. Если испытуемый получал парацетамол, то он более спокойно реагировал на возбуждающие фотографии.

Эффект перца

Американец Джейсон Макнабб выиграл состязание по поеданию жгучего перца. По словам чемпиона, ему сначала казалось, что рот его полон ос, которые одновременно жалят его. Но постепенно ощущения изменились к лучшему: «Боль довольно быстро утихла, и я почувствовал прилив адреналина и эйфорию при поедании перца».
Нейробиолог Дэвид Линден из Медицинского института при Университете Джонса Хопкинса в книге «Компас удовольствия» пишет, что после поступления в центральную нервную систему болевых сигналов организм начинает вырабатывать гормон допамин, блокирующий боль. Но он не только воздействует на болевые рецепторы, а еще и стимулирует лимбическую и префронтальную зоны мозга. Его действие в конечном итоге подобно действию опиатов, вызывающих чувство эйфории.
К тому же мозг человека в большинстве случаев отличает боль, способную привести к опасным телесным повреждениям, от простого раздражения нервных рецепторов. Так, при поедании острого перца мы ощущаем жжение во рту. Но при этом мозг «знает», что ничего горячего во рту нет и по-настоящему обжечься мы не можем.