Законы гор славятся своей строгостью. Особенно по отношению к женщинам. Оступиться и упасть в глазах аула там еще проще, чем упасть со скалы в глубокую расщелину, которыми так богат Кавказ. И иногда бывает так, что женщина, совершив даже малый проступок, навсегда лишается возможности выстроить нормальную семью.
Недоверие к чужакам
Вообще патриархальность — это нормальная стадия в развитии общества, ее проходили почти все народы. Когда-то суровы были нравы и русских деревень: если девушка не смогла в раннем возрасте выйти замуж, то превращалась в старую деву. Непетое волосьё, как их презрительно называли деревенские мужики во многих русских деревнях.
В целом, несколько потребительское отношение к людям вообще характерно для традиционных обществ. Зачем аграрной общине нужен мужчина? Чтобы работать и защищать семью. А зачем нужна женщина? Чтобы рожать детей. Если люди в традиционном обществе не могут выполнять своих базовых функций, то с ними явно что-то не так и их закономерно начинают сторониться.
Логика кавказцев примерно соответствует этим канонам, но имеет свою специфику.
Так, например, на Кавказе были довольно сильны ксенофобские настроения по отношению к девушкам из других народностей. Особенно это характерно для горных районов Дагестана. Вероятно, это связано с тем, что “дагестанцы” — это очень широкий термин, объединяющий множество очень разных небольших народов, которые могут сильно отличаться по языку и культуре. Есть, например, такой народ как хиналугцы, их сейчас всего-то пять тысяч, но их отличает сильно выраженное национальное самосознание. И, наверное, родители жениха, патриоты своего маленького этноса, не позволяли ему взять в жены армянку или русскую.
Нравы гор
Горцы с большим недоверием относятся к девушкам, которые были замечены в добрачным половых связях. Ведь такая легкость нравов — большой позор для семьи. Известно, что по историческим меркам еще совсем недавно, почти “вчера”, молодая женщина могла поплатиться за это жизнью.
Не любят жениться на вдовах, особенно если у них есть дети. Горные регионы бедны на пахотные земли, жизнь там трудна, а зачем кормить лишние рты, тем более не свои по крови? Из этого общего правила есть одно исключение: не зазорно взять в жены вдову близкого родственника, особенно брата. Так горец принимает на себя ответственность за семью родного человека.
По возможности стараются не жениться на разведенных. Это, с одной стороны, связано с тем, что традиция утверждает, что желательней всего брать в жены девственниц, это почетней всего. Ну и всегда фоном маячит вопрос: а почему развелась? Муж бросил — значит никудышная жена (или еще хуже не может рожать детей!), если сама ушла — больно строптивая. Горная община всегда видит в этом какой-то подвох, поэтому для женщины Кавказа повторно выйти замуж непростая задача.
Если женщина физически слаба, то сможет ли она выносить и родить здорового наследника? Возможно, что нет. Мнение аульных старост в этом отношении всегда было единодушно: больных нам не надо.
Консервативные семьи Кавказа не любят эмансипированных женщин. Если молодая девушка только и делает, что сидит за книжками и что-то говорит про какое-то “равноправие”, то насколько хорошо она будет ухаживать за своим мужем?
Но время не стоит не месте. Сейчас, например, президентом Грузии была избрана женщина. А Грузия, хоть и православная страна, но все равно сетью невидимых традиций связана с жизнью всего большого Кавказа. Как видно, ветер времени рвет паутину традиций.