Как немцы воевали в Красной Армии во время Великой Отечественной

По личному распоряжению наркома обороны СССР Иосифа Сталина уже с сентября 1941 года этнических немцев предписывалось «изымать» из действующих частей Красной Армии . Однако многие из них продолжали воевать и геройски показали себя в Великую Отечественную.

«Изъять и направить в стройбаты»

В качестве руководителя НКО СССР Иосиф Сталин 8 сентября 1941 года подписал директиву об изъятии из военных вузов и других подобных учебных заведений РККА, как фронтовых, так и тыловых, всех военнослужащих-немцев, невзирая на звания. Они должны были служить в тылу в стройбатах.

Однако в той же директиве командирам и комиссарам соединений предоставлялось право оставлять немцев в воинских частях, но начальство должно было ходатайствовать за них перед Наркоматом обороны – мотивированно объяснять, почему такие бойцы очень необходимы на фронте. На местах, в частности, командующими армий, издавались соответствующие приказы, которые, дублируя основную часть сталинской директивы, определяли дальнейшую судьбу военнослужащих-немцев. Из солдат и офицеров немецкой национальности формировались запасные полки, готовые в случае необходимости по первому приказу отправиться на передовую.

Советские Гитлер и Борман

Большинство этнических немцев призывного возраста отправлялись в так называемые трудовые армии, действовавшие до 1946 года. По постановлению Государственного комитета обороны от 10 января 1942 года десятки тысяч немцев, а также этнических финнов, уроженцев Украины, Северного Кавказа и других республик СССР в возрасте от 17 до 50 лет направлялись в Сибирь или Казахстан на лесозаготовки, а также на промышленное, железнодорожное строительство. Условия их жизни и работы напоминали быт узников ГУЛАГа – трудармейцы проживали в бараках, обнесенных колючей проволокой, территория охранялась войсками НКВД – НКГБ. Историки приводят статистические данные, которые говорят о том, что как минимум порядка трети рабочих трудовой армии не выдержали разного рода лишений в таких лагерях, умерли от болезней, недоедания или непосильного труда. Точной статистики на этот счет нет.

Вместе с тем, тысячи этнических немцев с начала и до конца Великой Отечественной войны продолжали службу в действующих частях Красной Армии, и воевали они достойно. Примечательно, что в РККА сражалось и много тезок первых лиц нацистской Германии, которые подчас даже занимали высокие должности. Как, к примеру, генерал-майор авиации Александр Борман, с первых дней Великой Отечественной – замкомандующего противовоздушной обороны Юго-Западного фронта. Борман участвовал в организации системы ПВО Москвы и Подмосковья, в освобождении Будапешта, Вены и Праги. Маршал авиации, Герой Советского Союза Константин Вершинин в своих мемуарах писал, что Борман был замечательным организатором, который не боялся применять нестандартные методы в противовоздушной обороне. Офицер, прошедший всю войну, был награжден двумя орденами Ленина, тремя – Красного Знамени, а также орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалью «За оборону Сталинграда».

По информации российских электронных баз данных, созданных по инициативе и при активном содействии Минобороны РФ («Память народа», «Подвиг народа», ОБД «Мемориал»), в РККА в Великую Отечественную войну служили по крайней мере 7 Гитлеров (оцифровка наградных листов и прочих документов советских военнослужащих продолжается), свыше 45 Борманов, 18 Гессов, 71 Мюллер и 34 Геринга.

Хорошо известна судьба пулеметчика Семена Гитлера, награжденного медалью «За отвагу» за заслуги в боях в Тираспольском укрепрайоне в августе 1941 года. Через год Семен Гитлер погиб в боях за Севастополь. Примечательно, что и он сам, и некоторые другие Гитлеры-красноармейцы по национальности были вовсе не немцы, а евреи.