19/06/22

Какой сенсационный документ о Берии предоставил прокурор Хрущеву после расстрела министра

Через несколько дней после расстрела Лаврентия Берии Роман Руденко направил на имя Никиты Хрущева сообщение с пометкой «секретно». В документе говорилось о наличии у Берии почти полного тезки. Чем же привлек к себе столь пристальное внимание властей «двойник» министра?

Хрущеву, «секретно»

Лаврентий Павлович Берия, занимавший в последние месяцы перед арестом пост министра внутренних дел СССР, был осужден и казнен в конце декабря 1953 года. Уже в январе следующего года, как утверждает историк Борис Соколов на страницах своей книги «Двуликий Берия», генеральный прокурор страны Роман Руденко направил на имя Никиты Хрущева, сменившего Иосифа Сталина, документ с пометкой «секретно». В документе сообщалось о биографии некоего Лаврентия Игнатьевича Берии.

Как писал Руденко, в 1919 году упомянутый «Л. Берия» в городе Сухуми вместе со своими товарищами был арестован и приговорен к каторжным работам за участие в вооруженном восстании. Спустя несколько месяцев Сергей Киров, будучи полномочным представителем РСФСР, обратился к министру иностранных дел меньшевистского правительства Грузии, потребовав, на основании соответствующего договора, освобождения Берии и других осужденных из тюрьмы Кутаиси.

Фальсификация Меркулова

В 1940 году Всеволод Меркулов, видный деятель госбезопасности и близкий соратник Берии, опубликовал биографический очерк о Лаврентии Павловиче. В этом очерке Меркулов использовал факт участия Сергея Кирова в судьбе Берии. Однако Роман Руденко в секретной записке на имя Никиты Хрущева настаивал на том, что Всеволод Николаевич данные фальсифицировал, выдав однофамильца за настоящего Лаврентия Берию.

Руденко сообщал Хрущеву: «В настоящее время документально установлено, что в ноте С. М. Кирова от 9 июля 1920 года за № 327 упоминается не Л. П. Берия, а Лаврентий Игнатьевич Берия – солдат второго пехотного полка». Мало того, прокурор указывал на то, что соответствующие дела на второго Берию и других солдат, осужденных за участие в восстании, хранятся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции Грузии. «Эти данные нами получены после осуждения Берии» — добавлял Руденко.

А был ли однофамилец?

Документ, текст которого приведен в сборнике Олега Мозохина «Дело Лаврентия Берии», представляет большой интерес для исследователей. Многие считают, что никакого Лаврентия Игнатьевича Берии никогда не существовало, он был попросту выдуман. Дело в том, что ноту уже ставшего «сакральным» Сергея Кирова необходимо было продолжать тиражировать. Для того, чтобы делать это уже после расстрела Берии, необходимо было вымарать его фамилию. Но изобрести «двойника» оказалось легче.

Примечательно, что сам Лаврентий Берия никогда не скрывал, что находился Кутаисской тюрьме. В своей автобиографии Лаврентий Павлович писал, что задержали его еще в Тифлисе. Оттуда Берию выпустили с условием покинуть Грузию. Но будущий нарком остался под чужой фамилией и поступил на службу к Кирову, который за него хлопотал. Впоследствии Лаврентия Павловича все-таки поймали и посадили в тюрьму в Кутаиси. Правда, в тот раз Берию, по его же словам, отправили этапом в Азербайджан благодаря голодовке политических заключенных.