22/05/21

«Мистрали»: какую компенсацию получила Россия за разрыв контракта французами

«Мистраль» — слово из окситанского языка, которым на юге Франции называют северо-западный ветер. Холодный и сильный, он является настоящей головной болью для фермеров Прованса, поскольку иногда даже вырывает с корнем деревья. Символично, что несколько лет назад уже другие «Мистрали» сотрясали основы российско-французских отношений, когда история с покупкой одноименных авианосцев оказалась в центре международного скандала.

Контракт на миллиард

Корабль типа «Мистраль» — универсальный десантный вертолетоносец, производимый двумя компаниями во французских городах Брест и Сен-Назер. Корабль сочетает в себе множество функций и может использоваться для десантирования, как взлетная площадка для вертолетов, а также как командный центр, плавучий госпиталь и док для катеров. Разработка «Мистраля» началась во Франции в 1997 году, при этом в проекте участвовали подрядчики из Финляндии, Швеции и Польши. Первый корабль был спущен на воду в Бресте в 2004 году. Водоизмещение «Мистраля» составляет 21,3 тысячи тонн, а максимальная длина и ширина — 210 и 30 метров соответственно. Постройка одного корабля занимает около 3 лет.

Российская аудитория познакомилась в «Мистралем» в июне 2009 года во время военно-морского салона в Санкт-Петербурге. Тогда французы провели презентацию нового корабля, который вызвал одобрение экспертов и большой интерес в военных кругах. 17 июня 2011 года российский «Рособоронэкспорт» подписал контракт с французской компанией DCNS о поставке двух кораблей этого типа. Сумма контракта составила 1,2 миллиарда евро. Согласно договору, корабли должны были быть поставлены в Россию в 2014 и 2015 году. Российская сторона рассматривала «Мистрали» как транспортное средство морской пехоты для усиления военного контингента в отдаленных районах. Также российскому флоту требовались полноценные корабли управления, для чего французские «Мистрали» подходили как нельзя лучше.

Контракт также предполагал доработку конструкции «Мистралей», поскольку корабли планировалось использовать в северных широтах. Из-за специфики российских вертолетов была увеличена и высота кораблей. Помимо этоого  планировалось дополнительное место для установки орудий ПВО и артиллерии, что позволило бы повысить боеспособность «Мистралей» и использовать их в открытом море без дополнительных кораблей сопровождения. Постройку кораблей осуществляла компания DCNS в Сен-Назере, при этом 40% работ выполняла российская Объединенная судостроительная корпорация.

Корабли «Владивосток» и «Севастополь» были спущены на воду в 2013 и 2014 годах соответственно. Далее предстояло дооснащение кораблей, а также их испытания как в доках, так и на море. В июне 2014 года для обучения управлению новыми кораблями в Сен-Назер прибыли 400 российских моряков. Осенью того же года «Мистрали» с объединенным российско-французским экипажем впервые вышли в море и, успешно выполнив все поставленные задачи, вернулись в Сен-Назер. Далее планировалось, что оба корабля будут доставлены в Санкт-Петербург на завод «Северная верфь», где пройдут окончательное оснащение, а после чего будут переданы Военно-морскому флоту.

Корабли раздора

Однако в договор, который мог бы привести к значительному укреплению отношений между Россией и Францией, вмешались из-за океана. Как раз в 2014 году на Украине произошла череда событий, надолго изменивших обстановку в мировой политике: стрельба неизвестных снайперов на Майдане, захват правительственных зданий как на западе, так и на востоке страны, смена власти в Киеве и бегство президента Януковича, начало войны в Донецкой и Луганской областях, а также референдум в Крыму. Само собой, в свете этих событий США не могли допустить усиление флота России сразу двумя современными кораблями.

Париж оказался в двойственной ситуации. С одной стороны, страна должна была выполнить условия договора, а с другой — требования союзника по НАТО. В этой непростой ситуации президент Франсуа Олланд заявил, что Франция не отказывается от выполнения своей части контракта, а только лишь приостанавливает поставку «Мистралей» до тех пор, пока не будет достигнуто «перемирие и политическое урегулирование» на Юго-Востоке Украины. В ответ на решение Олланда в США предложили выкупить корабли для НАТО, однако Брюссель заявил, что бюджета организации не хватит не только на покупку «Мистралей», но и на выплату Франции компенсации за разрыв контракта.

Но время шло, а никаких подвижек в деле не намечалось. В итоге Россия заявила, что в случае, если «Мистрали» не будут переданы, она потребует компенсацию в  размере 3 миллиарда евро. Более того, во французской прессе начали циркулировать слухи, что российский экипаж «Владивостока» может самовольно угнать корабль в Россию. А Франция, тем временем, активно искала альтернативного покупателя построенных кораблей. Тем не менее 18 декабря 2014 российские моряки покинули Сен-Назер, так и не дождавшись окончательного решения.

В апреле 2015 года Олланд предложил России вернуть аванс, а также 785 миллионов евро после того, как «Мистрали» будут проданы другим заказчикам. Стало понятно, что в итоге Франция все-таки приняла сторону союзников по НАТО. 5 августа стороны пришли к следующему решению: Франция возвращает России внесенные деньги, а также установленное на кораблях российское оборудование. Штрафные санкции за разрыв контракта не предусматривались. В конце августа стало известно, что эпопея с «Мистралями» завершилась. Россия получила обратно свое оборудование, а также сумму в размере 949,8 миллионов евро.

Вскоре нашелся и новый покупатель, причем весьма неожиданный. 10 октября 2015 Франция подписала договор о продаже «Мистралей» Египту. Корабли были переименованы и теперь носили названия «Гамаль Абдель Насер» (в честь второго президента Египта) и «Анвар Садат» (в честь третьего президента). Летом 2016 года оба корабля были переданы военно-морскому флоту страны. Сразу после покупки кораблей Египет обратился к России о поставке 50 вертолетов типа Ка-52К и Ка-29/31, для которых и переоборудовались «Мистрали», а также радиоэлектронного оборудования. Сумма сделки оценивалась в 1 миллиард долларов.

Однако и на этом история не закончилась. В 2016 году ныне покойный польский министр внутренних дел Антоний Мацеревич, известный своими радикальными высказываниями (в частности, о подлинности «Протоколов сионских мудрецов» и о том, что гибель польского президента Качиньского в авиакатастрофе была подстроена российскими спецслужбами), заявил, что Египет продал «Мистрали» России за 1 евро. Подобные речи польского политика вызвали возмущение как во Франции, так и в Египте.

Возмущались Французы и самим фактом разрыва контракта с Россией. Так, в 2019 году французский политик Жозе Эврар обвинил официальный Париж в двойных стандартах. Дескать, причиной разрыва контракта было названо участие России в вооруженном конфликте в Донбассе, что, однако, не мешает Франции поставлять оружие и военную технику в Саудовскую Аравию, которая с 2015 года принимает участие в военных действиях против Йемена.