29/04/25

«По закону военного времени»: что значила эта фраза в СССР на самом деле

В первые дни после нападения Германии на СССР военное положение было введено в более чем 20 областях и республиках страны, а также в Москве и Ленинграде. Кроме того, потребовалось оперативно вносить изменения в уголовное законодательство. Ответственность за совершение тех или иных преступлений решили пересмотреть с учётом изменившихся обстоятельств. Так в обиход вошла фраза «по закону военного времени». Но что она означала на самом деле?

Новые правила

Законы военного времени в период Великой Отечественной войны наделяли ответственных лиц широчайшими полномочиями – вплоть до возможности применять высшую меру наказания. Решения требовалось принимать быстро, а поэтому многие из них оказывались ошибочными. Также большое значение получил личный фактор, приводящий к необоснованным репрессиям со стороны НКВД.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» издали уже 22 июня. Согласно его пунктам, тяжкие и особо тяжкие преступления переходили под рассмотрение военного трибунала. На практике же это означало лишь ускоренный порядок судебного производства и скорое приведение приговора в исполнение.

В начале июля было введено наказание за распространение ложных слухов и паникёрство. Осужденным грозило от 2 до 5 лет лагерей или же расстрел. К уголовной ответственности начали привлекать 12-летних детей даже за те преступления, которые они совершали неумышленно.

Всегда готов!

Советская власть взялась и за трудовую дисциплину. Так, к продолжительному тюремному сроку (до 8 лет) могли приговорить за опоздание или самовольный уход с рабочего места. Позже была определена уголовная ответственность за плохую организацию эвакуации военных объектов и работающих на них людей – руководителю грозило до 10 лет лишения свободы (тот срок тоже назначали военные трибуналы). Колхозников же могли посадить за невыход на работу и за невыполнение трудодней.

Крайние меры

Но наиболее «жёстким» военным документом можно считать Указ № 227, получивший неофициальное название «Ни шагу назад!». В документе говорилось о расстреле на месте трусов и паникёров, а также о необходимости формирования штрафных соединений в подразделениях РККА. При этом с положительным эффектом данного нормативно-правового акта согласны далеко не все историки. 900 тысяч военнослужащих, осуждённых по этой статье всего за три года, вынуждены были пройти через штрафбаты, что, конечно, в отдельных случаях можно рассматривать как «перегиб».

В 1943 году пришлось вводить ответственность за издевательства над мирным населением военнослужащими РККА и за коллаборационизм как таковой. После приговора военного трибунала таких преступников немедленно вешали. С того же года в места лишения свободы отправлять начали тех, кто был причастен к незаконному награждению орденами и медалями и за их перепродажу.