05/05/22

Побег из СИЗО Саратова в 1989 году: как спецназ «Альфа» обезвредил террористов

В мае 1989 года в доме No20 на улице Жуковского в Саратове спецподразделением «группа А» КГБ СССР была проведена блестящая операция по освобождению заложников. В наши дни об «Альфе» уже знают все, а громкие операции, проведенные ее бойцами, разобраны по косточкам в учебных пособиях для спецслужб. А тогда, в 1989 году, все было в новинку. И захват заложников не успел стать привычным делом, и штурмовать квартиры в жилых домах доселе не приходилось. Тем не менее «альфовцы» справились, применив военную хитрость – холостые патроны.

Побег из СИЗО

10 мая в следственном изоляторе No1 УИТУ УВД Саратовского облисполкома четверо осужденных, ожидавших отправки к месту отбытия наказания, совершили захват заложников и побег. Это были В. Рыжков (сидел за кражи и разбой), Г. Семенютин (две судимости за драки), Д. Левахин (грабеж и истязание человека), Г. Збандут (четыре судимости за драки и убийства).

В этот день во время прогулки злоумышленники набросились на женщин-контролеров и завладели ключами от всех камер на этаже. Открыв двери, они предложили сидельцам присоединиться к ним. Желающих не нашлось. Тогда в одной из камер они захватили двух несовершеннолетних, ожидавших суда – А. Федорова и Ю. Бекетова – и забаррикадировались на этаже. Таким образом, у негодяев теперь стало четверо заложников – две женщины и два подростка.

Требования у террористов были следующие: 4 заряженных пистолета, 10 тысяч рублей, автомобиль и возможность выехать из Саратовской области.

Руководство СИЗО и МВД города Саратова впало в ступор. Это и неудивительно, до сих пор в СССР подобных случаев не было.

Переговоры тянулись долго, возникали все новые варианты захвата банды. Первый предложили уважаемому в СИЗО «куму» — старшему оперуполномоченному по обслуживанию корпуса изолятора Лянгеру другие заключенные. Они просили передать им пистолет, которым обещали уложить не подозревавших нападения с этой стороны злоумышленников. Предложение было, разумеется, отвергнуто. Один из охранников придумал попытаться расстрелять злодеев через небольшое слуховое окно, когда они будут спускаться к машине, сам Лянгер хотел спрятаться в микроавтобусе под сиденьями и обезвредить беглецов, когда они окажутся в салоне.

Милицейское руководство никак не могло решиться ни на один из вариантов. Наконец какой-то умник предложил сварить пистолетные патроны в кипятке (в прочитанной когда-то детской книжке говорилось, что это безотказный способ сделать патроны небоевыми), а бак автомобиля залить лишь наполовину. Тогда микроавтобус внезапно заглохнет, и безоружных преступников можно будет обезвредить.

Этот замечательный плен был приведен в исполнение, и преступникам вместе с заложниками дали возможность сесть в микроавтобус. Первый неприятный сюрприз последовал почти сразу же: один из беглецов произвел контрольный выстрел, и оказалось, что отваренные патроны стреляют не хуже «сырых». Второй сюрприз ждал милицию, когда микроавтобус выехал из ворот СИЗО. Он тут же устремился на оживленную улицу и помчался по «встречке». Преследование в таких условиях было невозможно, и вскоре беглецы оторвались от погони. Бензин у них действительно вскоре кончился, но они остановили проезжавшие мимо «Жигули». Владелец, увидев направленные на него пистолеты, тут же отдал ключи.

Штурм квартиры

Вооруженная банда растворилась в многолюдном городе.

Позднее стало известно, что террористы вломились в квартиру одного из знакомых Левахина. Мужа не было дома, и к числу заложников добавились хозяйка квартиры и ее маленькая дочка. Но милиция не имела представления о том, где скрываются бандиты.

Положение спас один из подростков, которого послали за водкой. Оказавшись на улице, он тут же позвонил по номеру «02» из ближайшего автомата.

Дом окружили, и повторилась история с СИЗО: преступники куражились, заказывая то водку, то наркотики, угрожали убить всех заложников, один раз Рыжков даже выходил на балкон, держа девочку за ножки и угрожая сбросить ее с четвертого этажа, а милиция и КГБ никак не могли решить, что делать. Теперь бандиты требовали уже самолет, чтобы покинуть страну. Это продолжалось два дня!

Из Москвы в Саратов вылетела антитеррористическая группа «Альфа» КГБ. Спецназовцы немедленно приступили к делу: изучили план квартиры, зайдя к соседям этажом ниже, расставили снайперов, которые через спецаппаратуру наблюдали за всеми передвижениями преступников, создали оперативный штаб. Задача перед «Альфой» стояла непростая: штурмовать квартиры до сих пор не приходилось никогда.

Наконец, была сформирована группа захвата, и, когда все было готово, командир дал команду идти на штурм. Часть бойцов спустилась к окнам квартиры при помощи альпинистского снаряжения и буквально влетела внутрь, выбивая стекло ногами, другая часть в это же время вышибла дверь и ворвалась в квартиру. Преступники были деморализованы внезапным появлением спецназа и оглушительной стрельбой. При этом «альфовцы» еще и забрасывали комнаты шумовыми гранатами. На все ушло буквально несколько секунд. Террористы были обезврежены, никто из заложников не пострадал.

Спецназ вышел против вооруженных бандитов с ... холостыми патронами и такими же камуфляжными гранатами. Стрелять боевыми в квартире, полной безоружных заложников, было недопустимо. А вот необходимый шумовой эффект стрельба холостыми произвела.

Газ и отрава – как оружие спецопераций

Во время операций спецназу приходится действовать «точечно», чтобы свести к минимуму опасность для гражданских лиц.

По этой причине и группа «Альфа» и другие спецподразделения используют самые разные средства. Во время штурма театрального центра на Дубровке в 2002 году был применен некий газ, состав которого и по сей день остается засекреченным. Медики, причастные к этой истории, уверяют, что газ был безопасен, поскольку схож с теми, что используются для анестезии во время хирургических операций. Тем не менее, часть заложников погибла, именно из-за секретной формулы газа — врачи не знали, какой антидот давать потерявшим сознание заложникам, эвакуированным из зала. Вице-президент международной ассоциации ветеранов «Альфы» А. Филатов в одном из интервью отметил, что в тот момент главным было не допустить взрыва, в результате которого неизбежно погибли бы все захваченные террористами люди.

В других случаях применяется яд. Например, по распространенной версии, смерть одного из лидеров чеченских боевиков Хаттаба в 2002 году произошла вследствие отравления. Хаттаб съел консервы из армейского сухпайка, не подозревая о том, что там находился сильнодействующий яд.