08/03/22

Ликвидация советской военной базы в Финляндии: зачем это надо было Хрущёву

Военно-морская база ВМФ СССР Порккала-Удд представляла собой стратегически весьма важный для обеспечения обороноспособности Советского Союза объект. Но она просуществовала немногим более 10 лет. Решение о ее ликвидации принимал лично Никита Хрущев.

Почему финны ее передали СССР

По словам каперанга Владимира Дукельского, служившего на базе Порккала-Удд в 40-е и 50-е годы, это место было выгоднее, чем, к примеру, арендованный финский полуостров Ханко, где советские войска обустроили после окончания советско-финской кампании и последующего за ней договора о 30-летней аренде Советским Союзом данной территории военно-морскую базу (она действовала до конца осени 1941 года; Порккала-Удд была ее «правопреемником»).
По версии финской стороны, осенью 1944 года Финляндия, заключив мирный договор с Советским Союзом и Великобританией, желая подтвердить свою политическую толерантность, сдала СССР в аренду на полвека свой полуостров Порккала-Удд. Российский писатель Александр Широкорад, издавший книгу о российских военных базах за рубежом, приводя ссылки на исторические документы, подтверждает это объяснение передачи полуострова СССР.

Чем полуостров был нам выгоден

Дукельский, в то время командир тральщика, говорил, что советская военно-морская база в Порккала-Удд при ее максимально эффективном использовании решала сразу несколько стратегических задач оборонного значения: главным образом она обеспечивала блокировку флота противника на подступах к Ленинграду – огонь береговых батарей с Порккала-Удд и противоположного эстонского острова Нарген «стопорил» вход в Финский залив в наиболее опасном для вражеских судов месте, которое, в дополнение ко всему этому, можно было еще и усеять противокорабельными минами.
Кроме того, столица Финляндии Хельсинки от базы Порккала-Удд находилась на расстоянии выстрела дальнобойного орудия (снаряд 210-мм пушки особой мощности Бр-17 вполне мог преодолеть это 20-километровое расстояние; в конце ВОВ на вооружении СССР состояли 4 полка с Бр-17).

Что там успели сделать

Александр Широкорад писал, что эту советскую военно-морскую базу (ВМБ) за сравнительно короткую историю ее существования (с 1944 по 1955 годы) успели достаточно хорошо укомплектовать. Арендованная территория составляла почти 100 км². Советское командование в переговорах с финской стороной настояло на налаживании железнодорожного сообщения с Порккала-Удд, что к ноябрю 1944 года было сделано.
Уже в первой половине октября 1944 года на островах этой советской военно-морской базы (а их были десятки) установили батареи 45-мм и 102-мм орудий, началось строительство казарм и других необходимых помещений. В новую ВМБ для несения службы прибывали сторожевые корабли и малые охотники ВМФ СССР, дивизии морской пехоты.
На начало 1945 года в ВМБ Порккала-Удд базировались 12 артбатарей с разнокалиберными орудиями, 2 отдельных артдивизиона, прожекторная рота и другие подразделения. Впоследствии инфраструктура этой базы только расширялась. По данным Широкорада, контингент ВМБ превышал 16 тысяч человек, а на возведение военных объектов только с 1952 по 1955 год СССР потратил порядка 135 миллионов рублей.

Отчего же от нее отказались?

Публицист Александр Широкорад называет это решение тогдашнего советского генсека Никиты Хрущева волюнтаризмом – желанием пожертвовать важной составляющей обороноспособности СССР в обмен на мнимые преференции во внешнеполитических отношениях Советского Союза и Финляндии. Официально же сентябрьское соглашение 1955 года о ликвидации базы Порккала-Удд закончилось передачей «арендованных» финских земель в прежнее владение взамен на «беспредметное» 20-летнее соглашение между СССР и Финляндией о сотрудничестве и добрососедстве. К началу 1956 года контингент советских войск, вместе с семьями (им не разрешили взять даже домашний скот), покинул территорию ВМБ. Финнам оставили мощную оборонительную инфраструктуру, которую к тому моменту успели выстроить, военные городки, оснащенные коммуникациями. Уже в начале февраля 1956 года бывшие жители этих земель получили разрешение вернуться домой.