10/12/18

«Самая страшная тайна России»: Волга не впадает в Каспийское море?

Если человек с видом знатока произносит азбучные истины, то ему, как правило, иронично отвечают: «Волга впадает в Каспийское море». Эта фраза из рассказа великого писателя А.П. Чехова «Учитель словесности» стала крылатой. А между тем, в научном сообществе уже долгое время ведутся споры. Вопреки общепризнанной догме, некоторые географы, гидрологи и краеведы считают, что в Каспийское море впадает река Кама.

Кама против Волги

Обе реки по-своему замечательны. Обе текут по европейской части России. Обе полноводны и могучи.

Согласно официальной версии, длина Волги – более 3,5 тысячи километров. В нее попадают осадки, выпадающие на территории в 1 миллион 360 тысяч километров земной поверхности, в среднем каждый год великая русская река приносит в Каспийское море 254 км³ воды. В бассейн Волги входят около 151 тысячи рек и речушек.

Если говорить о Каме, то ее официальная длина – более 1,8 тысячи километров. Площадь водосборного бассейна этой реки превышает 507 тысяч километров, а средний годовой сток оценивается специалистами в 117 км³ воды. В Каму впадает почти 75 тысяч притоков.

То есть, эта река дает Волге почти половину ее водного богатства. Причем, в низовьях Кама впадает в Куйбышевское водохранилище, разбиваясь на рукава. Ширина ее русла в отдельных местах достигает 1 км 200 м. Не случайно название этого гидрологического объекта произошло от удмуртского слова «кам», которое переводится как «большая».

Во всем виноват ледник

Краевед из города Набережные Челны, председатель правления общества «Нижняя Кама» Анатолий Григорьевич Дубровский является одним из специалистов, не согласных с устоявшейся догмой, что в Каспийское море впадает именно Волга. На портале «Всемирная Энциклопедия Путешествий» опубликована статья краеведа «Кама или Волга: кто кого поборол?». В ней автор отстаивает первенство своей родной реки.

Дело в том, что с точки зрения геологии Кама, действительно, древнее Волги. Многочисленные исследования илистых отложений этих двух рек показали, что до 11,7 тысячи лет назад, в эпоху плейстоцена нынешней кайнозойской эры, именно Кама впадала в древние воды Каспия. А Волга являлась всего лишь одним из притоков Дона.

Последний ледниковый период, закончившийся около 9,6 тысячи лет назад, серьезно изменил ландшафт Восточной Европы. Когда сошли льды, гидрографическая сеть прошла через переформатирование. Река, начинающаяся на Валдайской возвышенности, соединилась с Камой, и общие воды потекли по ее древнему руслу – прямо в Каспийское море.

Краевед А.Г. Дубровский приводит еще один аргумент в пользу своей теории: в месте слияния двух рек Волга поворачивает почти на 90 градусов (под прямым углом), тогда как Кама не меняет направления своего движения.

Причину верховенства Волги, с точки зрения официальной науки, многие специалисты связывают со сложившейся исторической традицией, ведь образ великой русской реки сыграл свою объединяющую роль при становлении нашей государственности.

Впрочем, это далеко не единственный случай, когда река, которая по данным гидрологии является основной, вынуждена уступать своему притоку по различным экономическим, культурным и демографическим причинам. Такая ситуация сложилась, например, в парах: Енисей и Ангара, Миссисипи и Миссури, Обь и Иртыш.

Средневековая традиция

Некоторые средневековые авторы и картографы тоже считали, что в Каспийское море впадает именно Кама. В частности, такого мнения придерживались арабские путешественники. Эта точка зрения наша свое отражение в трудах известного ученого Абу аль-Идриси (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад аль-Идриси), который в 1154 году закончил работу над текстом Tabula Rogeriana (Книга Рожера). Ученый 18 лет составлял собственный комментарий к карте мира по заказу короля Сицилии Рожера II. Полное название этого текста: «Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак», можно перевести как «Отрада страстно желающего пересечь мир».

Арабская географическая традиция, признающая главенство Камы, оказала свое влияние на представления ученых средневековой Западной Европы. Например, германский филолог Фридрих Любкер (Фридрих Генрих Христиан Любкер) составил «Реальный словарь классических древностей», который был опубликован в 1855 году. В этом издании автор написал: «Ра, Rha, река в азиатской Сарматии, вытекающая из двух источников в земле гипербореев, и по соединении обеих рукавов (ныне Волга и Кама) впадает в Каспийское море, несколько раз переменяя направление своего течения».

То есть, Pa (Rha) – это не только Волга, по мнению средневековых западных ученых, а результат соединения двух вышеназванных рек.

Мнения путешественников

Некоторые российские путешественники и географы тоже признавали первенство Камы в этом споре. Среди них был и адъюнкт Императорской академии наук Николай Петрович Рычков, который в 1769-1770 годах объездил земли Пермской, Вятской, Уфимской, Казанской и Оренбургской губерний. Свои впечатления он изложил в книге «Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства».

Адъюнкт академии наук написал: «Многие знающие люди уверяли меня, что река Кама для ходу огромных судов гораздо способнее Волги, ибо на ней нет таких мелей, какие находят в волжских водах… Действительно, Кама велика, но не только по длине – по площади водосбора, по своему значению для природы и человека».

Мемуарист Филипп Филиппович Вигель проезжал по Каме в 1805 году, будучи участником знаменитого посольства графа Ю.А. Головкина в Китай. В воспоминаниях об этом путешествии Ф.Ф. Вигель называл Каму величественной, указывая, что она по праву может считаться «лучшей рекой Европейской России» по своим судоходным условиям.

Писатель Евграф Алексеевич Вердеревский в своей книге «От Зауралья до Закавказья. Юмористические, сентиментальные и практические письма с дороги», которая была опубликована в 1857 году, тоже высказался на эту тему. Он утверждал: «...Еще мне показалось правдивым замечание о Каме, сообщенное мне сейчас одним из шкиперов: не Волгу, а Каму следовало бы называть кормилицей и матерью рек русских, потому что, по общему замечанию, только камские воды поддерживают и наполняют собой пересыхающий и мелеющий в конце июня волжский бассейн».

«Иллюстрированный путеводитель по Волге и её притокам Оке и Каме» (Н. Андреев, 2-е изд., Москва, 1915 год) указывал: «Академический спор о том, Кама ли впадает в Волгу или, наоборот, Волга в Каму, неразрешим и этому вопросу суждено остаться вечно неразрешенным…».

С точки зрения науки

Если рассматривать спор двух рек с точки зрения гидрологии, не принимая во внимание различные экономические, социально-культурные, исторические факторы, то именно Каму можно признать главной. При этом специалистами учитываются такие показатели, как полноводность и длина реки, количество ее притоков, площадь бассейна, геологический возраст долины, ширина русла, скорость течения и глубина.

Самым важным критерием при определении главной реки и ее притоков является полноводность: менее объемный поток считается втекающим в более мощный гидрологический объект. И по данному показателю Кама уверенно лидирует. В месте слияния двух рек расход камской воды составляет 4 тысячи 300 кубометров в секунду, тогда как Волга заметно менее полноводна, ее показатель – всего 3 тысячи 100 кубометров в секунду.

Кама выигрывает, поскольку в нее несут свои воды уральские реки, обильно пополняемые за счет таяния горных ледников и регулярных осадков. Волга же мелеет после окончания весеннего половодья.

Единственным показателем, по которому Кама уступает Волге, является площадь водозаборного бассейна, к месту слияния великая русская река собирает осадки с большей территории. Возможно, именно поэтому официальная географическая наука отдает пальму первенства матушке-Волге.