05/02/19

Затонувшая К-129: зачем американцы пытались поднять советскую подлодку

В 1968 году по неизвестным причинам затонула советская субмарина К-129. США затратили несколько сотен миллионов долларов, стремясь получить советские военные секреты с погибшей подлодки. Для этого им пришлось решать весьма нетривиальные технические и технологические задачи.

Проект «Дженифер»

Этим женским именем назывались усилия ЦРУ США по подъему советской подводной лодки К-129. 24 февраля 1968 года лодка вышла из места базирования на Камчатке на боевое патрулирование, имея на борту ядерные баллистические ракеты подводного старта большой мощности и две ядерные торпеды. Хватило бы на небольшой Апокалипсис.

К-129 могла передвигаться в подводном положении со скоростью 12 узлов, автономность плавания — 60 суток, предельная глубина погружения — 300 м. 8-го марта подлодка не вышла на связь. Главное командование ВМФ и командование Тихоокеанского флота начали операцию по поиску и спасению, проходившую два месяца на удалении свыше 1000 миль от Камчатки, на глубинах 500-600 м. Поиски  результата не дали, командование решило, что лодка погибла, инцидент засекретили. Домой не вернулись 98 моряков.

Позже в дело вступили США. Им не терпелось завладеть военными секретами СССР, заполучить шифровальную машинку и ядерные боеголовки. В район катастрофы отправилось океанографическое судно ВМС США «Мизар», оснащенное уникальной аппаратурой. На счету судна был успешный поиск двух затонувших американских атомоходов. На исходе второго месяца неподалеку от Гавайев К-129 была найдена. По фотографиям стало очевидно — лодка лежит на ровном киле, по левому борту между 2 и 3 отсеками есть пробоина.

О подробностях проекта «Дженифер» можно узнать из книги Владимира Бирюка «Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб». Лихорадочную активность развернуло ЦРУ. Общий бюджет проекта неизвестен, но потрачено было немало с учетом строительства двух уникальных судов по не имевшей аналогов технологии. Гриф секретности был высочайший: кораблестроители даже не знали назначение строящихся судов. Водоизмещение одного из них, «Гломар Эксплорер», — 36 тыс. т, стоимость — $350 млн. Оно было похоже, скорее, на инопланетный механизм из фантастического фильма, чем на какой бы то ни было корабль.

В проекте было занято 4000 человек, а финансирование частично взял на себя миллиардер Говард Хьюз. Курировал проект лично президент США Ричард Никсон.

Работы по подъему К-129 начались в 1974 году и продолжились в 1975-м. Советские суда наблюдали за работами, но ничего не могли предпринять. «Гломар Эксплорер» захватил советскую затонувшую подлодку и в июле 1975 года начал подъем. Когда  работа была выполненана 99%, лодка разломилась по пробоине и снова опустилась на дно. Ядерные ракеты американцам не достались, но они смогли поднять часть носового отсека, где сохранились торпеды. А вот шифрмашинки не оказалось вовсе. Кроме этого, к американцам попали трупы 6 погибших советских моряков, которые они перезахоронили в море с соблюдением воинских традиций ВМФ СССР. Процедуру засняли на кинопленку. Место погребения располагается  в 90 милях к юго-западу от места затопления подводной лодки.

Вторая фаза операции

Официально не признавая гибель подлодки, советское командование отдало приказ о патрулировании места ее обнаружения с полномочиями открыть боевые действия, чтобы не допустить подъема остальных ее частей. Патрулирование продолжалось полгода.

Начали работать дипломаты. Но советские аргументы американцы легко парировали: официального заявления о гибели подлодки не было, значит, имущество на дне никому не принадлежит и поднимать его может кто угодно; над погибшими не глумились, наоборот — кого смогли, похоронили с почестями, вот пленочку посмотрите. Ситуация зашла в тупик, и обе стороны сделали вид, что ничего не происходит. Тем не менее Вашингтон принял решение работы свернуть.

Что стало причиной трагедии

Причина трагедии так и осталась неизвестной. Наиболее распространенная версия — непреднамеренный таран К-129 следившей за ней американской подлодкой «Суордфиш». Версию подогревают данные о том, что одна из подлодок этого класса из акватории, где находилась К-129, пришла на базу с повреждениями и встала на ремонт. ВМФ СССР официально придерживается такой версии: затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей из-за технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину.

Некоторые эксперты считают, что при зарядке аккумуляторов взорвался водород, причиной чему была неисправность вентиляции. Взрыв вызвал пробоину. Видимо, истину не узнать никогда.